Как работодатель оценивает резюме
В 2012 году портал Rabota.ua провел исследование среди рекрутеров. Главной целью было понять, на что в резюме смотрят рекрутеры и сколько времени тратят. В исследовании использовали технологию mouse tracking — это когда анализируется статистика перемещения курсора по экрану. Результаты получились следующие:
- Личная информация — до 3 сек.
- Название должности — 1 сек.
- Карьерные цели — до 5-8 сек.
- Ключевая информация — до 12-15 сек.
- Последнее или нынешнее место работы — 15-17 сек.
- Предыдущее место работы — 8-12 сек.
- Более раннее место работы — 5-8 сек.
- Четвертое место работы и далее — 3-6 сек.
- Образование — до 3-5 сек.
- Языки — 3-5 сек.
- Курсы, тренинги, сертификаты — 5-8 сек.
- Дополнительная информация — 7-10 сек.
Еще исследование показало, что в среднем рекрутеры тратят 85 секунд на первичное знакомство с резюме. Потом они могут либо навсегда закрыть его, либо сохранить и позже более тщательно просмотреть.
Далее подробнее объясним, на что в резюме смотрит работодатель.
На что рекрутер обращает внимание в резюме
Оформление
С первого взгляда на резюме рекрутер замечает дизайн и оформление. Если текст не разделен на блоки и разделы, а выглядит как единое полотно, читать его сложнее. Здорово, когда HR может быстро пробежаться глазами по резюме и просмотреть нужные данные, а не выискивать информацию в тексте.
В 2017 году Glassdoor попросил рекрутеров и HR рассказать, как они просматривают резюме. Некоторые рекрутеры уверенно высказались о важности оформления документа:
«Когда я просматриваю резюме, первое, что замечаю, — насколько оно хорошо структурировано и отформатировано. Если я не могу быстро прочитать резюме, скорее всего, не буду долго его просматривать», — Джейми Хиченс, старший менеджер по привлечению талантов.
«У нас не так много времени, чтобы детально изучать резюме. Чем проще читать и просматривать резюме, тем лучше», — Карен Уайт, старший рекрутер.
Конечно, главное — содержание, но оформление — это то, на что рекрутеры тоже обращают внимание в резюме.
Соответствие вакансии
Главная задача рекрутера — найти кандидата, подходящего под требования к должности. Именно на соответствие кандидата должности и обращает внимание HR-специалист в резюме. Обычно рекрутер ищет ключевые слова или фразы, которые сам же использовал при составлении вакансии — это вам подсказка для составления резюме.
Мы советуем не откликаться бездумно на все вакансии в надежде, что выстрелит хотя бы один вариант. Индивидуальный подход всегда круче. Редактируйте резюме под каждую вакансию и рекрутер увидит, что для вас их компания — не одна из сотен других.
Достижения и результаты
Вместо перечисления рутинных ежедневных обязанностей на работе, напишите в резюме о рабочих достижениях:
- количестве привлеченных клиентов или партнеров,
- сумме сделок,
- числе проведенных тренингов или презентаций,
- результатах запущенных рекламных кампаний или предложенных инициатив,
- просмотрах ваших статей или сроках, в которые вы запустили приложение.
На результаты работы работодатель обращает особое внимание в резюме. По ним он может понять, чем вы будете полезны бизнесу. Ответы опрошенных Glassdoor рекрутеров это подтверждают:
«Я ищу [в резюме] необходимые навыки, которые соответствуют роли. Мне нравится видеть конкретные примеры реальной работы и выполненных проектов», — Джейми Хиченс, старший менеджер по привлечению талантов.
«Статистика или краткое перечисление количественных результатов работы — это ключевая информация. Еще я обращаю внимание на активность в студенческие годы», — Джеймс Паркер, специалист по привлечению талантов.
Карьерный путь
Конечно же, рекрутеры обязательно обращают внимание в резюме на опыт работы. Здесь важную роль играет несколько моментов: продолжительность пребывания на каждой работе, соответствие опыта текущей вакансии и сферы деятельности прошлых компаний.
Слишком краткосрочная работа заставляет задуматься о причинах: вы не справились с задачами, не смогли влиться в коллектив или сбежали от первых трудностей? Конечно, причины могут быть безобидными, но рекрутер о них не знает. Подумайте, указывать ли вообще информацию о двухнедельном опыте работы, если это не стажировка или практика.
«Если в течение 4 последних лет вы сменили 6 рабочих мест — вы нам не подходите. Возможно, для частой смены позиций были веские основания, но на такие резюме я смотрю всего один раз, и это у меня занимает 3-5 секунд», —Брэд Ремиллард, специалист по найму, писатель, оратор.
Также HR-специалист обращает внимание в резюме, кем вы раньше работали. Если предыдущая должность аналогична вакансии — хорошо, если нет — рекрутер задумается, как вы будете выполнять работу.
Для некоторых компаний важно, чтобы их сотрудники разбирались в конкретной сфере. Например, чтобы менеджер по продажам ранее работал в продажах именно мобильной рекламы. На это рекрутер тоже будет смотреть в резюме.
На что рекрутер не обращает внимание в резюме
Если рекрутер заинтересовался кандидатом, он изучит все разделы резюме, но точно не при первом просмотре. Вот, на что при первом знакомстве с вашей кандидатурой рекрутер не обращает внимание:
Слишком ранние места работы
Речь идет об опытных кандидатах, которые сменили 4-5-6 компаний. Чаще всего рекрутеры обращают внимание в резюме на текущее место работы и на 2 прошлых.
Хобби
При первом просмотре рекрутер точно не будет сильно задерживать внимание на описании ваших хобби.
Образование
Скорее всего, рекрутер увидит упоминание о вузе или колледже и переключится на другую информацию. Поэтому необязательно расписывать полное название кафедры и факультета — можно ограничиться чем-то одним, чтобы было понятно, в какой области вы получили образование.
Вторые и третьи страницы резюме
Опытные кандидаты часто грешат суперобъемными резюме на 2, 3 и даже 4 страницы! Мы не советуем составлять такое громоздкое CV, но в любом случае предупреждаем, что при первом просмотре рекрутер точно не будет изучать все страницы.
Мнение экспертов и рекрутеров
Мы попросили нескольких экспертов в сфере рекрутинга поделиться своим мнением и рассказать, на что рекрутеры обращают внимание в резюме.
«Ищут не резюме, а в первую очередь человека, который максимально подходит под профиль вакансии. Резюме должно быть понятным, визуально приятным и аккуратным и, конечно же, без грамматических ошибок. Постарайтесь системно описать ваш опыт: какими самыми интересными задачами вы занимались и чего сумели достичь, с какими специальными программами работали. Не забудьте, что фото лучше использовать нейтральное.
Если вы пока не можете похвастаться большими достижениями на работе и только начинаете свой карьерный путь, хороший вариант для вас подробнее рассказать о ваших личных качествах и хобби. Не стоит недооценивать курсы и тренинги, которые дают теоретическую базу, именно на них многие работодатели обращают внимание.
Если говорить о том, на что мы не обращаем внимание в резюме, то, по моему мнению, таких пунктов нет. Резюме оценивается от общего к частному, главное сохранять баланс. Если в резюме вы будете писать только о хобби, скорее всего оно не будет интересно работодателю, но и абсолютно сухое резюме, похожее на должностную инструкцию, скорее отпугнет потенциального работодателя», — Полина Русакова, HR директор BestDoctor.
«Как правило, рекрутеры обращают внимание на «слова-индикаторы» (в первую очередь). Это часто связано с большим потоком резюме и общим объемом работы. Слова-индикаторы — это условные совпадения с тем, что написано в вакансии или есть в голове у рекрутера. Поэтому всегда следует очень внимательно читать вакансию. Да, иногда резюме можно «подгонять» под конкретную вакансию. Это не означает врать или придумывать, — это означает использовать ту же терминологию и стилистику, которая есть в вакансии. Хороший рекрутер, конечно, смотрит на все и все читает внимательно, но такая возможность есть не всегда, это нужно учитывать.
А в целом, есть несколько простых правил, которые я, как рекрутер, и я, как карьерный консультант, рекомендую соблюдать:
1. Информативность. Много текста не означает много информации. Писать нужно по делу и лучше с конкретными цифрами и показателями. Для творческих профессий для этих целей служит портфолио.
2. Хронологичность. Начиная с последнего места работы\учебы. Школу и детский сад упоминать не нужно.
3. Идентичность. Конкретное резюме должно соответствовать конкретной вакансии. Базовое резюме должно быть, но резюме «на все случаи жизни» не бывает. Если вы хотите, чтобы на ваше резюме обратили внимание, оно должно быть интересным не столько вам, сколько рекрутеру, который будет его читать. Попытки изложить сразу все, чаще всего, ни к чему не приводят.
4. Лаконичность. Практически совпадает с п.1. Резюме не должно быть на 10 страницах. 2 страницы — оптимально.
5. Фото всегда деловое. Точно не селфи. Деловое селфи тоже плохой вариант.
6. Следует также обратить внимание на адрес электронной почты, который вы указываете. Я знаю массу примеров, когда kisa@… и тому подобные страдали из-за своей непредусмотрительности. Особенно это касается менеджерских позиций.
В последнее время распространилась мода на инфографику в резюме, а также на так называемые «креативные» резюме. Мол, такое резюме ярким пятном привлечет к себе внимание рекрутера. Возможно, что и привлечет. Но если рекрутеру читать его неудобно и\или если такое резюме не соответствует «индикаторам», оно, скорее всего, окажется в корзине», — Ольга Козлова, HR-эксперт с опытом более 15 лет, карьерный консультант, специалист по подбору персонала высшего звена.
«Рекрутер оценивает резюме целиком, т.к. это создает целостный образ кандидата. Если говорить про hh.ru, то там рекрутер получает отклик в режиме предпросмотра, а не видит резюме полностью. Поэтому вывод – заходить внутрь или нет, он принимает на основании анализа:
- Фото (напрямую влияет на открываемость резюме, с фото – на 30% чаще)
- Целевой должности (указана в единственном числе и соответствует описанному в резюме опыту, достижениям, навыкам, образованию. Обязательное соответствие между ЦД, текущей должностью и вакансией, на которую откликаемся)
- Уровня оплаты (указываем, если знаем чего хотим, проверили стоимость через анализ вакансий и обзоры; не указываем, если «щупаем рынок»)
- Предыдущих компаний (брендовая или нет, совпадает ли рынок/продукт с работодателем)
- Текущей должности (совпадает ли с вакансией, на которую отправляем резюме)
- Периода работы (недлительный порождает недоверие)
- Результатов (ориентация на процесс или результат)
- Описания задач (есть ли опыт, необходимый для закрытия «болей» работодателя)
- Наличия сопроводительного письма, особенно, если компания попросила об этом в описании вакансий.
Если рекрутер оценивает полную форму резюме или кандидат отправляет резюме в компанию напрямую, добавляется оценка следующих факторов:
- Объем резюме (если оно слишком большое и вам кажется, что вся информация важна, возникает вопрос к вашей структурированности и умению расставлять приоритеты)
- Форма (однозначно рекрутеры против креативных форм, которые скорее добавляют вопросов к содержанию, а не снимают их)
- Доп.образование (повышаете ли вы свой уровень на регулярной основе?)
- Личная информация (это позволит работодателю «идентифицировать» вас как своего)
- Ключевые слова (по ним рекрутер ищет подходящего кандидата)
- Опечатки/ошибки, особенно в заголовках, особенно – на должностях, подразумевающих внимательность)», — Александра Имаева, руководитель HR-проектов и спикер карьерных мероприятий.
«1. Есть ли в вакансии ключевые слова, подходящие под вакансию. Ведь у рекрутера есть всего 6 секунд, чтобы включить вас в long read.
2. Хобби — это важный момент, вы можете показать, какая вы личность. Только сильно не увлекайтесь.
3. Фото — с ним вероятность, что ваше резюме откроют, повышается.
4. Самое важное — это опыт, знания и навыки. А еще — в чем вы уникальны и почему вам должны позвонить», — Гульнара Шагиева, руководитель направления обучения и развития в SPLAT, HR с 10-летним стажем работы.