Собеседование 29 февраля 2016 46602

Как отвечать на вопросы-брейнтизеры

«Сколько весит школьный автобус?»
«Сколько в данный момент человек в Германии находятся онлайн?»
«Сколько окон открыто в Нью-Йорке?»
И вопрос, ответ на который реально волнует многих кандидатов: «Как, чёрт возьми, отвечать на вопросы-брейнтизеры?»

Все эти вопросы мы не придумали. Их реально задают на собеседованиях в крупных компаниях. Так что искать ответы будем вместе.

   

1. Нужно понять, чего хочет от вас HR

Да, никаких вариантов ответа на эти вопросы вам никто не предоставит — придётся выкручиваться самостоятельно. И даже как такового правильного ответа может и не быть. Вместо того, чтобы лихорадочно начать считать количество зданий в городе, попробуйте сосредоточиться на том, чего же на самом деле хочет от вас HR:

  • Понять, как вы справляетесь с неточными данными
  • Каковы ваши аналитические навыки
  • Можете ли вы эффективно коммуницировать, когда пытаетесь получить ответ

Глубокий вдох, попытаемся продемонстрировать своё умение логически мыслить и искать любопытные способы решения задач, а не умение умножать, складывать и делить.

     

2. Уточним вопрос

Чтобы показать своё любопытство и заинтересованность, начните задавать уточняющие вопросы. Например, если это будет вопрос про количество окон в Москве, то спросите: «Когда вы говорите «окон», вы имеете ввиду только те, которые есть в зданиях, или мы учитываем и те, что есть в метро, в зоопарке у зверей или может быть... на компьютере тоже есть «windows»?» /ладно, это всего лишь пример/

И это была не просто попытка пошутить, но и уточнить вопрос — ведь количество окон в каждом здании — это уже чуть проще. Разве нет?

     

3. Попросите дать вам время

Теперь, когда пришло время на самом деле посчитать количество окон в Москве, постарайтесь удержаться от мгновенного ответа. 

Возьмите несколько минут на размышление. А потом постарайтесь собрать всю информацию, которая у вас есть: 

Итак,

  • Окна только в зданиях 
  • Три категории
  • Москва: 12 млн. человек
  • Примерно 2 окна на одного человека

Категории

  • Жилые
  • Магазины
  • Офисы

Подсчёт

  • Итак, 12 млн. x 2 окна/человека
  • Магазины
  • Офисы
  • Всего

Итак, у вас была возможность подумать и даже посчитать. И вы даже продемонcтрировать умение задавать правильный вопрос! 

             

4. Составьте дорожную карту

Не кидайте ответ в воздух — вас спросили не для того, чтобы услышать конкретную цифру, а для того, чтобы понять, как вы сможете добраться до ответа. Именно поэтому не стоит ставить интервьюера в неловкое положение — объясните ему ход своих мыслей. 

Это может выглядеть так:

«Окей, я попытался(лась) решить проблему с помощью трёх шагов. Во-первых, я собрал всю информацию, что у меня была. Во-вторых, я разбил её на категории, в-третьих, я постарался каждую из них проанализировать и посчитать.»

Аналитический подход, возможность организовать и разбить процесс — именно это от вас и нужно было! /не переживайте, Собянин тоже вряд ли знает, сколько окон в Москве :)/

      

5. Объясните свои доводы

Итак, если всё же есть сомнения относительно того, насколько вы правы, то стоит всё разложить по полочкам. Например. Мы посчитали, что на одного человека в городе приходится 2 окна /мы предположили/:

«Когда надо было посчитать количество окон в жилых помещениях, я взял(а) 2 окна/человека, так как по моему опыту так обычно и есть — посчитаем кухню, гостиную, спальню. Двухкомнатная квартира для двух человек — два окна на каждого.»

Ну, конечно, не факт. Бывает, что в квартире живут и 7 человек — и все в одной комнате, но мы не будем этого предполагать. Можете даже взять 1 окно/человека, если считаете, что это правильно. Разница будет существенна, конечно. Но нам всё же кажется, что 2. Даже если мы и вы неправы — постарайтесь объяснить, исходя из чего вы такого рода вывод сделали — жизненный опыт, наблюдения?

     

6. Разделите проблему

Объясните, почему разделили именно на три категории:

«Все здания в городе разные, разные по высоте и по функциям в том числе — именно поэтому нужно обозначить жилые дома, здания, используемые под офисы и магазины»

Это просто аналитические бицепсы вы демонстрируете! Докажите, что предусмотрели всё — конечно, можно добавить ещё здания, используемые под социальные нужды (школы, больницы).

      

7. Округляем результат

Всё равно мы не можем докопаться до точного числа окон в Москве, поэтому будем округлять. О количестве людей мы тоже можем только догадываться, официальная статистика говорит, что почти 12 миллионов, но мы все знаем, что больше. Берём 14 и объясняем, что в городе есть туристы, есть те, кто не прописан, есть просто кто-то, кто приехал по делам и так далее. 

Не надо делать вид, что вы герой фильма «Человек дождя», просто попробуйте нащупать нужную цифру!

    

8. Посчитайте на бумаге

Не нужно проводить никаких вычислений в голове — у вас есть время и бумага, так будет надёжнее, тем более вы в состоянии стресса находитесь. 

Забудьте про Олимпиаду по математике, в которой участвовали в 10 классе — действуйте! 

«Итак, в Москве проживает 14 миллионов человек. Я умножу это число на два, а затем попробую проанализировать количество окон в магазинах/офисах...»

    

9. Предупредите о других факторах

И последний раз напоминаем: это вопрос не про ответ, а про процесс. Понимаете?

Итак, у вас получилась приблизительная цифра. Скажем, около 30 млн. Теперь надо о погрешностях поговорить: много офисных зданий? Да. Там есть окна? Да там всё — одно большое окно! И это тоже аргумент. К тому же есть здания старой Москвы с небольшими окнами. 

В общем, главное — аргументы и ваше умение объяснить свою стратегию и описать её. Не бойтесь ошибиться :) 

Рекомендуем

Собеседование
Собеседование
Собеседование