Если вы не ошибаетесь, то вы и не совершенствуетесь
В 1997 году Сара Блейкли совершила переворот в сфере белья. Как? С помощью ножниц. Она стояла перед своим шкафом и думала, что ей надеть на вечеринку. Бежевые брюки, которые она очень любит, но которые совершенно не подчеркивают достоинства её фигуры и, прямо скажем, сильно жмут. Ей нужно было что-то утягивающее. И она "это" изобрела!
"Белье стандартных размеров подходило отнюдь не всем”, - рассказывала она, обращаясь к аудитории, собравшейся на традиционной встрече женской половины читателей журнала Inc. в 2011 году. "У нас были вроде бы типичные фигуры, которые, однако, оказались отнюдь не идеальными, так что становились заметны все лишние складки и несовершенства, особенно в области бедер. А затем нам предложили надеть белье с очень заниженной линией талии, так что как мы ни пытались его поправить, у нас ничего не получалось. Признаться, я до сих пор смущаюсь, вспоминая этот неловкий момент”.
Единственной возможностью исправить ситуацию было надеть облегающие колготки, и все же Блейкли не хотела портить ими свой внешний вид, помня о том, что нейлон не носится под босоножки. Но тут её осенила потрясающая идея! Блейкли потянулась за ножницами и быстро укоротила колготки, впервые создав корректирующее белье, о котором чуть позже под брендом Spanx узнал весь мир.
Тем вечером Блейкли вернулась домой с довольной улыбкой изобретателя на лице.
"Помню, я тогда подумала, что подобная вещь должна быть у каждой женщины”.
На сегодняшний день Блейкли получает миллионы от своей продукции. Ее компания продает более 200 видов различных предметов специальной одежды, начиная с утягивающих шорт для бедер и корректирующих трусиков и заканчивая костюмами. Если вы хотите приобрести что-то марки Spanx для себя, то для этого нет необходимости куда-то ехать. Эти вещи продаются в более чем 10 000 магазинах и 30 странах - их можно купить как в больших супермаркетах, наподобие Walmart и Target, так и в местах розничной продажи - например, в Saks Fifth Avenue и Neiman Marcus. Существуют даже товары Spanx для мужчин, которые, по понятным маркетинговым соображениям, успешно продаются под названием Zoned Performance.
Однако прежде чем пройти путь от просто вдохновленной изобретательницы до владелицы многомиллионного состояния, Блейкли пришлось преодолеть множество препятствий, к которым можно было отнести, в первую очередь, полное отсутствие опыта в чулочно-трикотажной промышленности и ведении бизнеса, а кроме того, ограниченный лимит денежных средств, составлявший на тот момент всего $5000.
Некоторые родители всегда спрашивают своих детей: "У тебя был сегодня хороший день?" или "Что нового вы узнали в школе?" Но в семье Блейкли все было иначе. Каждый вечер Саре и её брату приходилось отвечать на один и тот же вопрос: “Что вы сегодня успели натворить?” Когда же отвечать было нечего, их отец демонстрировал явное неудовольствие и разочарование.
"Мой отец заранее воспринимал нас как неудачников", - поделилась Сара с Андерсоном Купером. “Но вместо того, чтобы смириться с неудачами по жизни, мы, напротив, решили им воспротивиться. Именно благодаря этому я с юности научилась выходить из зоны комфорта и двигаться вперед”.
Блейкли научилась воспринимать любой провал не как доказательство собственной слабости, а как неотъемлемую часть процесса обучения. Вопрос ее отца преподал ей серьезный жизненный урок: если вы не падаете, вы не двигаетесь вперед.
С раннего возраста детей учат тому, что успех предполагает наличие правильных решений и верных ответов, и что борьба - явный признак того, что вы делаете что-то не так, из-за чего с огромным трудом продвигаетесь дальше. На самом деле, это происходит лишь по причине того, что мы адаптируем себя под новые условия и привыкаем делать новое, непривычное для нас. Некоторые педагоги уже признают, что боязнь неудачи мешает их ученикам развиваться. Эдвард Бургер, например, один из таких преподавателей. Более 10 лет этот профессор математических наук преподает в Williams College и в буквальном смысле поощряет своих студентов за ошибки, которые они совершают.
“ Вместо того, чтобы просто объяснять ученикам важность любых неудач и провалов”, - написал он в статье, опубликованной в 2012 году в Inside Higher Ed, - “я регулярно говорю им, что если они хотят получить высший балл, то на протяжении всего семестра должны не бояться совершать ошибки, поскольку итоговый результат их обучения на пять процентов зависит именно от этого”. Цель такого подхода заключается в преднамеренном нарушении типичной школьной системы, основанной на тестировании. То, что изначально было введено как способ повысить успеваемость, теперь возымело прямо противоположный эффект.
В конце каждого семестра студентов в классе Бюргера просят написать сочинение, в котором они должны проанализировать какую-то одну или несколько своих ошибок. Они описывают, почему изначально считали иной способ решения задачи верным, а также объясняют, каким образом их ошибка помогла им посмотреть на проблему с другой стороны. Самое важное - понять, как, споткнувшись один раз, в следующий раз получить лучшие результаты.
Справедливости ради стоит признать, что поскольку педагогический метод Бюргера повышает академическую успеваемость всего на пять процентов, его вряд ли можно считать революционным. Однако исследования показывают, что на деле такой подход гораздо более эффективен, чем это могло показаться на первый взгляд, особенно если речь идет о формировании нового стиля мышления. Также установлено, что когда основной задачей становится стремление всеми силами избежать любой неудачи, люди работают с гораздо большим напряжением и, следовательно, затрачивают больше сил. А в долгосрочной перспективе такой постоянный стресс приводит к снижению творческого потенциала и внутреннему опустошению.
Путь к совершенству редко когда бывает прямым. И, хотя это может показаться абсолютно нелогичным, иногда лучшим способом минимизировать количество собственных ошибок и промахов будет умение принимать их с распростертыми объятиями.