Интервью 04 июня 2015 12012

Михаил Иванов о выборе бизнес-модели, ведении бизнеса в Штатах и триатлоне

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» приучило нас к качественной деловой литературе. Его со-основатель Михаил Иванов уехал за океан, где запустил новый издательский проект – Smart Reading. Михаил рассказал нам, что общего между издательским и венчурным бизнесом, чему стоит поучиться у Джоан Роулинг и почему бизнес ради денег – плохая затея.

    

// О способности рискнуть

По первому образованию я социолог. Когда человек оканчивает школу, он плохо представляет себе, что делать дальше, – учиться на первом курсе было интересно, но уже со второго я работал. Работа дала мне гораздо больше, чем первое образование. Решение снова сесть за парту пришло только спустя время – в 2008 я начал учиться на программе Global Executive MBA в бизнес-школе IESE. Пожалуй, это был один из самых важных и счастливых моментов в моей жизни. В то время я уже несколько лет руководил издательством «Манн, Иванов и Фербер».

Моя «книжная» история, собственно, началась в начале 2000-х: вместе с будущим партнером Михаилом Фербером я написал книгу «Руководство по маркетингу консалтинговых услуг». После этого мы занялись переводом деловой литературы для издательства «Альпина Паблишер» и поняли, что существует еще множество отличных книг, которые не переведены на русский. На наш взгляд, существующих издательств было недостаточно. «Так почему бы самим не взяться за эту работу?» – подумали мы. Как говорится, чеши там, где чешется: если есть что-то, что тебя не устраивает и ты чувствуешь в себе силы это изменить, – действуй. Индустрии очень быстро меняются. Возьмите Uber, который изменил то, как люди пользуются такси. А ведь это была очень зрелая индустрия.

Первые шаги по созданию МИФа были связаны с выбором партнеров. Я верю, что правильнее делать бизнес не одному, а с людьми, знания и навыки которых дополняют твои собственные. Второй ступенькой стал выбор бизнес-модели. Когда мы вышли на издательский рынок, то начали выпускать по 12 книг в год – такой бизнес-модели ни у кого не было. Многие считали, что такое маленькое издательство заведомо обречено и просто не выживет. А наша идея заключалась в том, чтобы издавать небольшое количество книг, но делать это очень хорошо. Чтобы каждая книга хорошо продавалась. Так и получилось. Мы начали расти, выкупили права на издание книг Стокгольмской Школы Экономики и постепенно превратились в самое крупное издательство на российском рынке деловой литературы. Я считаю, что надо расти органически и за счет покупок других игроков. Это умеют очень немногие компании.
              

Есть два типа ошибок. Когда ты думаешь, что книга будет успешна, а она неуспешна. Или что книга – ерунда, а она становится очень успешной.      

    

// Об издательском бизнесе

Первые 5 лет работы издательства все книги к изданию я отбирал сам. Руководствовался простым вопросом: что будет интересно таким же людям, как я? Но в мире ежегодно выходят сотни тысяч наименований, поэтому со временем в издательстве появились книжные скауты – «руки», которые помогают проводить первичный отбор. Поскольку профессия довольно необычная, на вакансию скаута нам пришло около тысячи резюме. Но по одному резюме мы никогда людей в команду не отбирали – куда важнее ставили тестовое задание и прохождение интервью. Изучали, насколько человек соответствует нашей культуре.

Издательский бизнес очень похож на бизнес, связанный с модой, и бизнес в сфере венчурных инвестиций. Есть два типа ошибок. Когда ты думаешь, что книга будет успешна, а она неуспешна. Или что книга – ерунда, а она становится очень успешной. Даже опытные редакторы делают такие ошибки. Поскольку ты работаешь с целым портфелем книг, среди них есть те, что становятся хитами и окупают весь портфель. За моё время работы в МИФе такими хитами стали «Иллюстрированный Уголовный кодекс» – замечательный проект с художником Алексеем Мериновым, «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» Глеба Архангельского и «Возраст счастья» Владимира Яковлева.

      

Хочешь посадить яблоню – зайди на Youtube и учись.    

     

// О рождении бизнеса из своих потребностей

Мой новый жизненный этап начался с продажи доли в компании и переезда в Штаты. Если появление МИФа было вызвано нехваткой хороших и достойно изданных книг, то в этот момент я понял, что литературы стало слишком много, а вот модель потребления контента успела измениться. Люди привыкли к коротким текстам – в связи с нехваткой времени чтение традиционных нон-фикшн книг в 300 страниц для многих стало непозволительной роскошью. 

Некоторые жанры книг – например, энциклопедии или словари – и вовсе практически перестали издаваться на бумаге. О вещах из категории do it yourself сегодня проще и быстрее узнать из тех же видеороликов. Хочешь посадить яблоню – зайди на Youtube и учись. У меня дома скопились стопки книг, до которых не доходили руки. Плюс, я стал прислушиваться к потребностям клиентов. Например, среди них было много корпораций, покупающих книги для обучения сотрудников, которые просто не успевали их читать. Так вот эти компании обращались к нам, просили подготовить по этим книгам библиотеки саммари и потом тестировали своих работников – насколько люди поняли контекст и познакомились с ключевыми идеями книги по краткому изложению. Наконец, был ещё один важный сигнал. Есть такая компания – GetAbstract. Они много лет успешно занимаются бизнесом, похожим на то, что сейчас делает Smart Reading. Я на тот момент работал с издательством Harvard Business Press, и моя коллега перешла оттуда в getAbstract. Учитывая, что это был стартап, а Harvard Business Press существовал на рынке уже уйму лет, для меня это стало сигналом. 

Я присмотрелся к этой бизнес-модели – оказалось, в мире уже успешно существуют несколько компаний, работающих по ней. Классическая история – бизнес родился из собственных потребностей. Вспомните ту же историю постиков 3М. Сотрудник компании Артур Фрай пел в церковном хоре и отмечал псалмы, которые нужно выучить наизусть, закладками. Но они часто рассыпались, и тогда Артур решил задействовать недавно разработанный компанией клей – так появились известные на весь мир листочки с клеевым краем.

Проект Smart Reading даёт возможность познакомиться с лучшими нон-фикшн книгами в кратком изложении. По задумке это продолжение издательства. Первые корпоративные клиенты появились в апреле 2014, первые частные – в августе. Пока саммари на русском – на английском слишком много контента, поэтому мы собираемся сосредоточиться на малых языках – например, литовском и финском. Мы заканчиваем разработку мобильного приложения для iOS.

            

Издательский рынок в России достаточно сложный. Он практически монополизирован. Я не рекомендовал бы молодым людям рассматривать там для себя карьеру.

        

// О работе с аудиторией

Мы стараемся изучать читательские предпочтения – например, просим читателей порекомендовать нам книгу для перевода, смотрим статистику – какие жанры и книги популярны. Самыми популярными остаются темы личной эффективности – люди всегда думают, как успевать больше за меньшее время. Довольно популярны книги по здоровью, воспитанию детей – мы сразу решили, что выйдем за рамки деловой тематики. Из моего любимого и недавно прочитанного, – «Лавр» Евгения Водолазкина и «Китайское исследование» Колина Кэмпбелла.

В советское время, чтобы связаться, скажем, с Михаилом Шолоховым, лучшее, что вы могли сделать, – отправить письмо в Главпочтамт в Москве. И гарантий, что послание передадут, не было никаких. Писатель никогда не был настолько близок к читателю, как сегодня. Становится и более прочной связь между издательством и читателем. Чем она прочнее, тем лучше издательство понимает потребности читателей и улучшает качество продукта. Издательский рынок в России достаточно сложный. Он практически монополизирован. Я не рекомендовал бы молодым людям рассматривать там для себя карьеру.

Я верю в модель селф-паблишинг, развитие цифровых издательств и ещё в то, что SmartReading станет ответом на новый тип потребностей людей.

                  

Вы слышали о Crocs? Они производят резиновые тапки – на мой взгляд, довольно страшного дизайна.       

     

// О ведении бизнеса в Штатах

В США понятная структура ведения бизнеса – от открытия банковского счета до заказа услуг, в исполнении которых ты можешь быть уверен. С другой стороны, здесь очень насыщенные рынки – пробиться через информационный шум, который есть на том же медиарынке, очень сложно.

Я живу рядом с Боулдером – здесь много компаний, связанных со спортом. Это такая спортивная мекка. Среди них есть такие, которые меня поражают. Например, рынок кроссовок казалось бы занят, но несмотря на это постоянно возникают новые компании. Вы слышали о Crocs? Они производят резиновые тапки – на мой взгляд, довольно страшного дизайна. Однако их выручка – миллиард долларов. Или GoPro. Ведь до них камеры производили и Samsung, и Panasonic… Но ребята не побоялись выйти на рынок с новым продуктом. В Америке есть инфраструктура, возможность привлечь инвестиции. Рынок сложный, но если ты преуспел в Штатах, на всех остальных рынках тебе будет гораздо проще.

              

Когда человек реализовал какие-то свои базовые потребности, спорт позволяет людям найти что-то новое, что поможет им преодолевать себя.      

      

// О триатлоне и quality time

Сегодня всё большее число бизнесменов и топ-менеджеров приходит в спорт. Когда человек реализовал какие-то свои базовые потребности, спорт позволяет людям найти что-то новое, что поможет им преодолевать себя. Когда ты бежишь, плывешь или едешь на велосипеде, очень важно так называемое quality time, когда тебя не беспокоят телефонные звонки, а в голове рождается большое количество идей, которые никогда у тебя не появятся, пока ты работаешь в офисе. Я занимаюсь триатлоном пять лет, тренирую людей и отобрался на чемпионат мира. Всё началось с того, что как-то я обсуждал с Олегом Тиньковым издание его книги, но мы не договорились, он издал её в другом издательстве и прислал мне экземпляр. В книге он упоминал о своём товарище Алексее Панферове, который занимался триатлоном, – и я попросил Олега нас познакомить. А тот сказал: «Знаешь, мы едем в спортивный лагерь, и у нас есть свободное место – присоединишься?». Я как раз окончил бизнес-школу и решил, что мне это тоже может быть интересно. Начал заниматься, и мне понравилось. Недавно я прошёл отбор в финал чемпионата мира – ежегодно от России отбирается 5-7 человек, причем в основном бывшие спортсмены. Я же до этого никогда не занимался спортом профессионально. После того, как я достиг определённых успехов в качестве спортсмена-любителя, ко мне стали обращаться люди с просьбой помочь им подготовиться. Я подумал, что могу сделать это частью своей жизни. И сделал.

             

Я считаю, что человек успешен тогда, когда ему не терпится начать новый день, чтобы реализовать задуманное. 

   

// О настойчивости

Если есть идея, которая тебя зажигает, ты встаешь в пять утра и тебе не терпится, когда начнётся день, – это серьезная основа для твоего бизнеса. Создавать бизнес только из-за расчёта заработать деньги – не лучшая идея. Такое получается редко. А вот то, чему стоило бы поучиться будущему стартаперу, так это настойчивости. Создательница «Гарри Поттера» Джоан Роулинг обошла с рукописью десятки издательств, прежде чем книга всё-таки увидела свет и стала бестселлером. Конечно, есть миллионы людей, которые не стали успешны. Не потому, что плохо старались, а потому, что их книги были написаны плохо – в этом случае можно долго долбиться о стенку, но ничего не случится. Но может произойти и так, что ты просто не проявил достаточно настойчивости.

Я считаю, что человек успешен тогда, когда ему не терпится начать новый день, чтобы реализовать задуманное. Противоположность – когда ты ждешь, когда же наступит вечер, чтобы уйти с работы и убить время за сериалом.

  

Читайте другие интервью у нас на сайте, ищите послания «Себе, двадцатилетним». 

Источник фото: slon.ru.

Рекомендуем

Интервью
Карьерные советы от CEO Slack

Стюарт Баттерфилд рекомендует

Интервью
Интервью
Если бы мне было 22: Мейнард Уэбб

Разглядеть в себе мечтателя.

Интервью
Если бы мне было 22: Дипак Чопра

Если сбился с пути.

Интервью
Если бы мне было 22: Сьюз Орман

Выбирайте дорогу или она выберет вас.

Интервью
Если бы мне было 22: Арианна Хаффингтон

Мы богаты. У нас есть время!

Интервью
Интервью