Почему все любят сказки: золотые правила сторителлинга

Любите смотреть выступления TED и искренне восхищаетесь тем, как некоторые могут рассказывать удивительные истории без предательского дрожания в голосе? Мы собрали золотые правила сторителлинга для всех, кто мечтает когда-нибудь выйти и прям зарядить аудиторию своей идеей.

   

Не зря вы в детстве любили сказки, особенно, когда их придумывала бабушка / мама / сестра / папа или кто-то ещё — нет ничего показательнее простой истории про то, что делать, если ты заблудился в лесу, съел красное яблочко, тебя похитил монстр, или тебя похитили 7 гномов (с добрыми намерениями). 

А уж как заслушаешься, когда пойдут истории из жизни о том, как папа хулиганил и самодельную бомбочку взорвал, и на сетчатке у него теперь всегда маленькое пятно, а теперь он, врослый хирург, жутко злится на то, что так хулиганил. К слову, никогда мысли не возникало потом что-то взрывать или конструировать. 


// Что такое сторителлинг

Конечно, всё очень просто. Сторителлинг — это такое модное понятие, которое объединяет в себе умение человека рассказывать истории, преподносить свои идеи, привлекать и удерживать внимание любой аудитории. Всё это может сопровождаться иллюстрациями, видео, музыкой, танцем — чем угодно. Главное, чтобы при этом композиционно и эмоцонально ваша история цепляла и несла смысл. 

Сказка — отличный пример. Или даже рисунки на скалах. Уже древний человек владел искусством сторителлинга, а мы, кажется, прячась за экранами, немного об этом подзабыли.

        

// Если вы всё ещё сомневаетесь, нужно ли вам вообще вникать в понятие "сторителлинг", то вот аргументы "за":

a. С профессиональной точки зрения всегда приятно слушать человека, который хорошо и чётко говорит, по делу. И умеет держать аудиторию. Если вы специалист в своём деле, но не можете написать текст для презентации, то этому можно научиться — момент настал.

b. С личной точки зрения любая "душа компании "всегда расскажет самую смешную историю и всех объединит. Благодаря таким историям и остаются вечера в памяти.

c. С точки зрения кандидата — вы же напишете самое потрясающее сопроводительное письмо и зацепите HR. И резюме — это ещё одна история, которую вам придётся рассказывать несколько раз в своей жизни. И видеть всё будете по-разному.

d. Ладно, если когда-нибудь решите завести блог, то это будет для вас настоящим пособием. А если вы уже усвоите все уроки, то сможете просто сразу же стать "королём постов".

       

// Золотые правила сторителлинга

1. Ищите истории

Нет, без неё не обойдётся. Ничто так не действует на человека, как иллюстрации-ситуации. Поэтому в детстве нам говорили "однажды один мальчик..." — реальный пример из жизни учит больше, чем "Вася, не трогай спички".

   

2. Чётко определите, кому вы рассказываете

Ваша аудитория — это подростки, бизнесмены, мамы или дизайнеры? Рассказывая историю, вы должны довольно чётко представлять себе того самого человека, который будет её слушать и те самые эмоции, которые ваши слова могут у него вызвать. Что бы вам хотелось услышать? Пишите не как создатель, а как слушатель.

  

3. Переписывайте

Не беритесь исправлять вашу речь/историю до того, как вы её написали. Вот закончили, отвлеклись и вернулись снова к ней — вслух озвучили, затем начали менять детали. Или вообще начали всё с начала. Если вдруг вы чувствуете, что какие-то конструкции прямо выпадают, мешают, то следуйте к правилу 3.

  

4. Упрощайте

Короткие предложения. Простые слова. Деление на абзацы. Одно предложение — одна мысль. Не надо растягивать. 

   

5. Задавайте вопросы

Зачем вы рассказываете это? Кто ваш персонаж? Почему нужно вас слушать? Когда, вероятно, вы потеряете внимание аудитории? Когда начнётся самая захватывающая часть и почему она кого-то должна захватить? 

* А если это вымышленная история, то всегда ставьте себя на место персонажа и пытайтесь понять, какой выбор в принятии решений был бы у вас. Очеловечивайте всех персонажей, которых вы создавайте. Меняйте их ролями. Именно так советуют делать лучшие сторителлеры из Pixar.

    

6. Упражняйтесь

Есть очень крутые упражнения. Например:

- "Однажды у меня была возможность... но я её упустил" — напишите об этом историю.
- Напишите себе письмо в прошлое.
- Напишите монолог от лица какого-нибудь предмета.

   

7. Иллюстрируйте

Как и истории, картинки могут создать очень правильный образ. Важно, чтобы они при этом помогали вам донести мысль. Поэтому, если вы делаете презентацию, деление на слайды и посылы должны быть очень чёткими — именно поэтому вы будете ...

  

8. Репетируйте

Можете прям разделить на стадии: сначала читайте, потом делите на картички-схемы, потом уже по памяти, добавляйте шутки, импровизируйте.

  

9. Определитесь с посылом

Что это будет: действие, просто повод для размышления или наоборот, может быть отторжение (почему бы нет). Может быть вы расскажете такую историю, которая лично воздействует на каждого. О том, например, как вы ходите по плиточкам не наступая на границы.

  

10. Ловите волну

Ух, нервишки шалят! Поэтому постарайтесь наоборот, на адреналине, получить от своей речи максимум удовольствия. Особенно, если вам есть, что рассказать. Если вы любите своё дело или предмет, о котором идёт речь, то всё пройдёт славно и гладко. Это сложно, мы знаем. 

+11. Учитесь у великих

Вот, например, у Курта Воннегута.



// И смотрите полезные TED-выступления, конечно же:


1. У всех есть история, которая заинтересует весь мир. В этом уверен Дэйл Айсэй, собиратель этих самых историй.

      

2. Историк Колин Грант о том, какими сложными могут быть отношения между людьми.

    

3. Малкольм Гладуэл просто расскажет о спагетти, ведь именно так должна быть построена настоящая увлекательная история.

Хочешь еще? получай статьи первым!
Спасибо!

Вы подписаны

Комментарии к статье: