Образы, которые нам навязали

По вечерам устраиваетесь под одеялом на диване, включаете наушники и смотрите сериалы про красивую офисную жизнь? Кажется, мы сами стали заложниками стереотипов, навязанных нам массовой культурой. Реальность другая и пора поговорить о ней.

           
# Детство

Мы с вами, дорогие читатели, являемся представителями другого поколения. Так случилось (хорошо это или плохо — не нам судить), что мы выросли на американском кино и были воспитаны диснеевскими мультфильмами. Прекрасные принцессы, куклы Барби, всемогущие супергерои и мир, который надо спасать прямо сейчас, который любит тебя и при первой же возможности ты станешь самым счастливым на свете.
Думаете, что-то сильно изменилось с того момента? Вовсе нет. Мы продолжаем с вами потреблять культуру, которая далека от реальности.

   

# Кино

Смотрите сериал «Форс-мажоры», обожаете фильм «Волк с Уолл стрит», верите, что добьётесь успеха как герой «99 франков»? Кажется, современная массовая культура не оставляет нам выбора: либо всё, либо ничего. То есть либо ты живёшь в странной роскоши где-то между кокаином и шлюхами, либо просто падаешь на дно.

Реальность — нечто среднее между этими двумя парадигмами, образами жизни, если хотите.

Мы являемся жертвами деталей. Мы годами и месяцами смотрим сериалы, где из серии в серию нам показывают образ жизни, который тщательно обработан в Adobe After Effects, где костюмы подобраны, красота наведена и просто всё прописано. 

Никакого конкретного сценария в жизни нет. Даже если у вас есть план, то всё равно следовать ему бывает сложно. Повороты судьбы гораздо более непредсказуемы, чем сюжетные повороты в сериалах. Как и реальность, которая во всём своём разнообразии поджидает вас на рабочем месте.

Да, этот пыльный степлер принадлежит вам. Начальник обязательно расскажет вам всё про то, чем на самом деле занимается инвестиционный банкир, а может быть первое время вам придётся работать над документами и научиться делать презентации за тех, у кого нет времени делать их. Отвечать на звонки, бороться с непониманием и день за днём осваивать офисную иерархию. 

А ещё! Помните, как красиво просыпается герой сериала и долго подбирает галстук? Представляете, он спит. А вы не будете спать. Сидеть будете в офисе до ночи.  

Офисы с видом на огромный город, который полон жизни, современная архитектура и успех, который можно ощутить кончиками пальцев — конечно, только не факт, что в кабинете, в котором вы будете работать, вообще будет окно.

Но дело даже не в этом. За гримом в кино или сериалах трудно увидеть следы настоящего труда, бессонных ночей, ужаса перед очередным отчётом, страха при смене работы, желания добиться чего-то большего, сомнений, которые одолевают каждого, кто понял, что выбрал не ту профессию. Зато торжество от успеха по окончанию каждой серии — непременно. Подмена, которую мы сами позволяем себе совершать, образы, которые должны вдохновлять нас, но взамен дают нам неоправданные надежды. И мешают воспринимать реальность такой, какая она есть.

       

# Социальные сети

Нужно чётко понимать, что всё это нам с вами продают. Люди, которые знают, что все мы слабы, когда речь идёт об успехе и описании чьей-то жизни. Мы, конечно, не можем обратиться к статистике, но зато можем вам сказать: все англоязычные и русскоязычные сайты, посвящённые бизнесу и карьере просто полны бесконечных "вдохновляющих цитат великих людей" или "правил жизни самых богатых людей". 

Мы тоже грешны, признаёмся. 

А группы ВК, где можно найти множество вдохновляющих историй о мгновенном успехе, которые чередуются фотографиями Mercedes G-класса?

Сложно сказать, какое отношение к реальности имеет всё это, если утром ты не пригаешь в Роллс-Ройс, а залетаешь в последний вагон метро или наскребаешь со стипендии на новую книгу Ричарда Брэнсона. И вот здесь ты начинаешь листать ленту новостей. "Что каждый миллиардер делает утром?" — следующее утро ты уже хочешь изменить и спланировать иначе. Но это тоже образ, который вам навязали, образ, в который хотят, чтобы вы поверили и который ку-пи-ли. 

Конечно, эти образы иногда очень мотивируют. И вообще это просто самый лучший вариант. А вот если нет, то просто заставляют нас следовать по чужим следам, забывая о том, что некоторые вещи совместить или даже адаптировать к себе или своей жизни невозможно. 

И на самом деле, в этом очень много противоречий, потому что все миллиардеры в голос утверждают: "парень, просто будь собой". И вот как тут вновь определиться, где ты, а где очередной навязанный образ? Где твои мечты, а где чужие?

     

# Смартфоны

Джобс — гений. Вот прям гений и всё, но как же мы спешим теперь к этой гениальности прикоснуться, как же нам хочется купить iPhone (скачущий курс просто заставляет копить чуть дольше, да?), Mac. Гениально продуманный маркетинг и регулярно появляющиеся в кино фильмы про основателя Apple, легенды, которыми полон интернет, если честно, сложно представить, как вообще может быть создан такой прочный образ, который имеет воздействие на всех. 

Ведь уже в 8 лет ребёнок просит купить ему не "телефон", а "айфон, мама!". Каждая презентация — шоу, которое ждёт вся планета. Это удивительно и с технологической точки зрения, но с социальной ещё больше — мы покупаем этот образ и ведёмся. Это статус, это тоже эстетика, это тоже тот элемент определённого образа жизни, к которому нам хочется прикоснуться. 

И кстати.

Давно ли вы видели в кино фильм про Генри Форда? Мм?

В общем, просто задумайтесь о том, как часто сейчас мы пытаемся купить с помощью материальных предметов статус. Хотя чаще лучше вложить лишние 10 тысяч в новый курс. В себя, а не в то, чем мы пытаемся себя окружить.

       

# Инстаграм

Это вообще отдельная история!

Вам всем знакомо это. У неё симпатичная внешность и она зарабатывает сотни тысяч рублей каждый месяц, потому что выкладывает селфи в Инстаграм с рекламой косметики или он, модный парень, который каждый день фотографируется к фитнес-клубе или в модном ресторане — десятки тысяч пузатых подписчиков уже завтра будут сидеть там и покупать этот образ. Успешный, молодой, свободный и не прилагающий усилий (интеллектуальных) — ему всё даётся легко.

   

# Призвание

Представление о труде и карьере тоже серьёзно изменилось — мы уже описали некоторые последствия. Белые воротнички, глянцевый образ инвестиционного банкира, успешного журналиста, который создаёт новости, дипломат — этот список можно продолжать бесконечно, но зачем, если ты "фотограф", "дизайнер" или просто "путешественник". Сколько у вас друзей, которые так описывают себя? Даже не смешно!

Мы ничего не имеем против и сами мечтаем о том, чтобы путешествовать, но только задумайтесь — эстетика победила интеллект. Во многом. В таких странных сферах нашей жизни — мы теперь всего лишь иллюстрация к образам, которые нам навязали.

  

P.S. Единственный способ открыть себе глаза и просто принять реальность такой, какая она есть — это жить сейчас, отказаться от следования образам, сериальным героям, перестать идеализировать для себя людей, о которых постоянно пишут в СМИ. Вы уникальны по своей сути, вы можете создавать свой образ и лепить себя так, как вам хочется. И это круче, чем любой возможный сюжет кино.

Больше карьерных советов, акуальных вакансий и полезных ресурсов —
в Telegram-канале
Комментарии к статье: