Как стать хорошим слушателем?

Многие из нас просто не умеют слушать. И поэтому выпадают из коммуникационного процесса, иногда не могут поддержать беседу - всё разваливается, если люди не хотят слышать друг друга. Поговорим?


//
 Проблема общения

Большинство проблем возникает от того, что мы не самым лучшим образом относимся к беседе как процессу коммуникации. Структура разговора кажется очевидной. Кто-то один начинает говорить. Тогда следующий задает тему для обсуждения, и окружающие начинают развивать мысль.

Исходя из этого описания, можно сделать вывод, что ваша роль в таком общении заключается в обдумывании своего мнения по данному вопросу и планированию того, что вы скажете, когда очередь дойдет до вас. Но здесь возникают некоторые проблемы.

Во-первых, вы не дали собеседнику возможность высказаться окончательно по теме. Вполне возможно, что последняя его реплика изменит смысл всего сказанного до этого, так что вы можете упустить подобный поворот, если будете сосредоточены на другом.

Во-вторых, обдумывая ваш собственный монолог, вы, в основном, уделяете внимание своей точке зрения на предмет обсуждения. Из-за этого вам будет сложно взглянуть на вещи с позиции другого человека.

    

// Мышление думающего и мышление действующего.

Помните, что когда вы слушаете, вы учитесь у своего собеседника. Согласно исследованию касательно мотивации, проведенному психологом Ари Круглянски и его коллегами из Университета Мэриленд, можно сделать вывод, что существуют две различных мотивационных установки, два типа мышления: мышление думающего человека и мышление действующего человека. Когда вы слушаете, вы пользуетесь первым типом мышления. Это дает вам шанс понять, что происходит вокруг вас. Когда вы сосредоточены на планировании своего монолога, вы пользуетесь вторым типом и не анализируете события тщательно. Поэтому дайте себе шанс просто спокойно поразмыслить.

Иногда бывает трудно перестроиться и перейти из одного режима работы в другом. Когда коллеги приходят к вам с определенной проблемой, вы в первую очередь настраиваете себя на решение этой проблемы. Если вы стараетесь очень быстро разобраться с проблемой, то рискуете “лечить болезнь, а не её причину”. Так что лучше следовать старому и надежному правилу "Семь раз отмерь, один раз отрежь”.

Когда вы сосредоточены на вашей следующей реплике, вы можете пропустить реакцию окружающих на то, что уже было сказано. Тон вашего голоса, позы и жесты также говорят о вашем настрое. В конце концов, даже простая фраза “Интересное замечание!” может в равной степени сойти за комплимент или насмешку - в зависимости от того, что было сказано за минуту до этого.

Неумение или нежелание признать это может запросто отрицательно сказаться на отношении к вам коллег.

    

// Простейший способ научиться слушать

И наконец, научитесь про себя возвращаться к хотя бы основным пунктам того, что говорили ваши коллеги по теме беседы, особенно если вы имеете дело с чем-то важным. Кратко резюмируйте услышанное прежде чем высказывать свое мнение. На то есть три причины.

Вы должны внимательно прислушиваться к тому, что говорят окружающие, чтобы быть в состоянии повторить это. Когда вы точно знаете их мнение, они чувствуют, что до вас дошло то, что они стремились донести. В результате, они склонны доверять вашим комментариям гораздо больше, чем тогда, когда думают, что их никто не понимает. Возвращаясь к уже сказанному, вы также убедитесь, что вы сами действительно все поняли. Если вы пропустили что-то, то заметите, что вам будет труднее резюмировать услышанное, поэтому не лишним будет уточнить у коллег отдельные моменты. Кроме того, ваше резюме дает возможность другим участникам беседы шанс внести свои комментарии и поправки.

В конечном счете, именно способность извлекать из разговора скрытый смысл того, о чем говорят люди, и является одним из самых важных инструментов любого руководителя и лидера. Это требует усилий и работы. А кроме того - обуздания своей естественной потребности сразу перейти к решению проблемы, не концентрируясь на деталях. 

Хочешь еще? получай статьи первым!
Спасибо!

Вы подписаны

Комментарии к статье: