Искусство поиска со-основателя

Рады поделиться с вами мыслями успешного бизнесмена, неповторимого презентатора и автора 9 книг Гая Кавасаки по поводу того, как лучше искать (и находить) со-основателя, который сможет помочь успешной реализации бизнес-идеи. 

  
Людям нравится тот, кто в одиночку, как первопроходец, добивается успеха, однако этот образ в большинстве случаев является вымышленным. Обычно успешные компании зарождаются и становятся таковыми при участии, по крайней мере, двух людей. Инь и Янь, творец и продавец, мечтатель и прагматик - называйте это, как хотите. И, в конце концов, окружающие могут обратить внимание на одного из основателей компании, считая его новатором, однако, на деле, там упорно трудилась целая команда.

Дерек Сиверс, со-основатель CD Baby, очень точно подметил: “Именно благодаря первому единомышленнику одиночка становится лидером”.

В некоторых случаях вашим первым последователем станет ваш первый клиент, однако, скорее всего, в первую очередь ваши взгляды разделит второй сотрудник вашей компании, который, по сути, и будет являться вашим со-основателем.

В мире существует мало факторов, способных сделать вашу компанию успешнее и грандиознее, нежели наличие невероятного со-основателя. В то же время существует очень мало факторов, которые способны сделать вашу компанию более провальной и жалкой, чем наличие некомпетентного и ленивого партнера. Данная статья призвана помочь вам найти именно того, о ком говорится в первую очередь.

Необходимо, чтобы со-основатели имели много общего и в то же время - отличались друг от друга, и только тогда компания сможет успешно развиваться. Итак, для начала разберёмся, в чём ваши точки зрения должны сходиться.

Видение. Несмотря на то, что этим термином часто злоупотребляют субъекты, склонные к излишним рассуждениям, его можно использовать в речи, имея в виду способность со-основателей разделять взгляды друг друга на принципы развития компании и способы продвижения её на рынке. Например, если один уверен, что настольные компьютеры будут по-прежнему использоваться в качестве основного рабочего инструмента в крупных компаниях, а другой считает, что будущее стоит за маленькими по размеру, дешёвыми и удобными гаджетами, вряд ли эти двое смогут сработаться.

Масштаб. Далеко не каждый планирует создавать империю. Не каждый хочет приравнивать свою жизнь к своему бизнесу. Однако не существует правильных и ошибочных планов на будущее; существуют планы, которые совпадают или не совпадают. Это не означает, что со-основатели обязаны с самого начала знать, чего они хотят добиться в дальнейшем, но было бы очень неплохо, по крайней мере, смотреть в одном направлении.

Приверженность. Оба со-основателя должны быть в равной степени заинтересованы в деле. Что идёт на первом месте - стартап, семья или гармоничная жизнь? Создать хорошую компанию будет сложно (или порой даже невозможно), если у основателей разные приоритеты. Так, например, если один настроен работать только два года, чтобы затем поскорее избавиться от дела и перепродать компанию, а другой планирует заниматься этим делом десятилетия, то, разумеется, это противоречие создаст определённые проблемы. В идеале, со-основателям стоит договориться о том, что они вместе будут заниматься бизнесом на протяжении как минимум десяти лет.
  

А теперь перечислим различия между двумя партнёрами, которые бы могли, напротив, прийтись очень кстати, поскольку стартап требует разнообразных способностей и навыков. Итак, в чём же вы и ваш единомышленник должны всё-таки различаться?

Экспертиза. Необходим, по крайней мере, кто-то один, кто создаёт продукт (Стив Возняк), и тот, кто его продаёт (Стив Джобс). Со-основатели должны дополнять друг друга, чтобы выстроить успешную компанию.

Фокус. Одни люди любят концентрироваться на деталях (как микроскопы), другие эти детали игнорируют и сосредотачивают внимание на чём-нибудь глобальном (как телескопы). Для успешного стартапа необходимо объединить и тех, и других (и получится гироскоп).

Ракурс. Чем больше точек зрения, тем лучше. Молодой против старого, богатый против бедного, мужчина против женщины, провинциал против космополита, технарь против гуманитария, мусульманин против христианина, гетеросексуал против гея, производство против продажи, Android против iOS, Macintosh против Windows.
   

Процесс поиска соучредителя сопряжен с определённым риском, так как избавиться от выбранного со-основателя будет уже гораздо тяжелее, да и времени на это потребуется больше. Это как поиск второй половинки - и возможность развода здесь также присутствует. Поэтому не забывайте о следующем:

Не спешите. Хорошие партнеры могут работать рука об руку десятилетиями, поэтому выбирайте их, как если бы выбирали себе спутника жизни - разумеется, при условии, что вы не любитель разводиться. Как и в вопросе брака, здесь лучше слишком поздно, нежели слишком рано. Не торопитесь, идти потом на попятную будет гораздо сложнее. 

Не ищите партнеров только с целью привлечь больше денег. Обычно причина приглашения в проект дополнительных со-основателей - как и сотрудников в принципе, но со-основателей особенно - заключается в желании улучшить свой стартап, сделать компанию успешнее. Спросите себя: “А взял бы я его на работу, если бы не нуждался в финансировании?”. Если ответ будет отрицательным, вам разумнее отказаться от своего намерения.

Надейтесь на лучшее, но готовьтесь к худшему. Попытки создания своей команды часто заканчиваются провалом. Конечно, ваш случай может стать исключением, но, страховки ради, вместо того, чтобы сразу же отдавать долю в компании, предоставляйте опционы. Это помешает тем, кто уволится из вашей компании, получить весомую долю. В какой-то степени это является бизнес-эквивалентом брачного контракта.     
  

Напоследок я дам вам ещё один практический совет. Я называю этот прием “Тест Торгового Центра”. Представьте, что вы находитесь в торговом центре и вдруг встречаете кого-то, кто, на ваш взгляд, подходит на роль вашего будущего со-основателя, но этот “кто-то” вас не видит. И у вас есть выбор: скорее подойти и поздороваться, предпочесть не проявлять инициативу (ну, вдруг вы ещё случайно столкнетесь лицом к лицу), либо же поскорее покинуть магазин.

Если ваша первая реакция не отражает желания броситься к этому человеку, то не делайте его своим партнером. Поверьте, эти отношения, выстраиваемые вами, - вторые по своей значимости в вашей жизни, а может быть, даже и первые. Поэтому, делясь делом своей жизни, подходите к выбору со-основателя компании с установкой - семь раз отмерь, один отрежь. 

Хочешь еще? получай статьи первым!
Спасибо!

Вы подписаны

Комментарии к статье: