Что ЕЩЁ нужно знать вчерашнему студенту, который мечтает о своём деле

Снова хотим немного вас вдохновить и поделиться второй частью собранных нами мыслей экспертов и профессионалов в сфере бизнеса. Да, мы всё же настаиваем на том, чтобы вы решились и...

Первую часть советов можно найти тут.

     

// Сергей Филатов, основатель проекта Owely

Я начал работать в различных компаниях параллельно с учебой в университете – занимался дизайном, версткой, программированием серверов. Но в конце концов понял, что это не дает мне стимула развиваться. Многие считают, что работа в компании гораздо стабильнее – да, но до тех пор, пока ты ее хорошо выполняешь и ни о чем другом не думаешь. Как только появляются мысли о чем-то другом, работодатель это сразу чувствует, и ты становишься дивергентом, который портит корпоративную структуру.

Я набрался духу, ушел с работы и начал собственные проекты. Сегодня я занимаюсь стартапом Owely – это аудионавигатор для слабовидящих и слепых людей. Началось с того, что я заметил растущий тренд на носимые устройства и решил сделать навигатор, встроенный в часы. Говоришь адрес, и он тебя направляет – вибрирует и указывает стрелкой, куда идти. Но тут я посмотрел на конкурентов, понял, сколько еще компаний выпустит подобный продукт, немного расстроился, а потом задал себе вопрос: «Я же хотел создать навигатор, на который не нужно смотреть. А кому не нужно смотреть?». Ответ нашелся тут же: слепым и слабовидящим. К участию в развитии проекта удалось привлечь немало неравнодушных людей – например, волонтеры шагами отмеряли метро.

Стартаперское сообщество я бы разделил на два вида. Приведу условный пример. Есть ребята, которые сидят в гараже и что-то вдохновленно пилят. И другие: те, кто на тусовках в коворкингах вдохновенно рассказывают: «У нас такой-то проект – мы усердно работаем, пилим-пилим и никак допилить не можем». А потом они приходят в гараж, а там ничего не происходит. Они не ловят кайфа от того, что делают – гораздо важнее для них ходить и рассказывать налево и направо, что у них есть стартап. Поэтому нужно учиться понимать среду, в которую вы попадаете. Что касается нетворкинга, он полезен, когда вы точно знаете, какая у вас проблема и что может помочь ее решить. Надо ставить себе KPI: «Я пойду на эту конференцию, потому что она по моей тематике, и возьму 10 визиток». Если план не выполнен, то считайте, что вы просто сходили погуляли.

Важно развивать в себе навыки красноречия, чтобы при любой удачной возможности суметь рассказать о себе и своем проекте за две минуты. Не меньше ценится умение слушать, оказываться в нужное время и нужном месте. Довольно часто бывает, что вам встречаются люди, которые могут оказаться полезными, а вы их упускаете, потому что возомнили себя слишком умными. Наконец, стартаперу не обойтись без упорства: он не бросает дело, когда что-то не получается, а задается вопросом: «Как я могу это исправить»? Ведь необязательно отказываться от идеи, продукта или аудитории – можно просто перенаправить выбранный курс. Переупаковать его в другую упаковку.

Инкубационные и акселерационные программы – неплохой вариант для старта, но не рассчитывайте, что они сделают вас миллионерами. Нужно много работать самим. В инкубаторах в среднем только три человека из десяти действительно делают что-то, чтобы поднять свой проект, – остальные не понимают, что делают. И из этих десяти проектов взлетает только один. Остальные либо теряются в аудитории, либо сталкиваются с проблемой лидера, когда он задает неверный курс и не слушает знающих людей. Многие думают, что они Стивы Джобсы и в одночасье изменят мир, но предпринимательство – это кропотливый труд.

     

// Мэтт Мёрфи, эксперт и ментор бостонского акселератора MassChallenge

В основе предпринимательства лежит желание решить ту или иную проблему, существующую на рынке. Идентифицировать ее может любой – главное разобраться, как это понимание правильно использовать. Акселераторы и инкубаторы могут сократить путь обучения молодого предпринимателя и обеспечить ресурсами, которые поддержат наиболее слабые сферы вашего стартапа.

Если вы увлечены идеей своего проекта, вам не только гораздо легче мотивировать себя заниматься им, но и проще убедить в его достоинствах возможных партнеров, инвесторов и клиентов. Неудача – это что-то, из чего можно извлечь пользу. Намного эффективнее понять причину неудачи (скажем, неверно выбранная целевая аудитория), чем держаться за бизнес, который не жизнеспособен. Совет всем студентам и выпускникам: общайтесь с людьми из разных групп – особенно не из вашей индустрии. Наличие разнообразных сетей будет неоценимо, если в один прекрасный день вы решитесь заняться своим бизнесом.

  

// Валентин Бутюгин, инвестор и партнер сингапурского акселератора HaxAsia

По статистике предпринимателей около 10% в мире. Предпринимательский склад ума отличается от склада ума обыкновенного специалиста тем, что ему присуща большая склонность к риску (это не означает, что она неоправданная). Тем не менее, я не думаю, что предпринимателем нужно родиться – к результатам приводит последовательное движение к цели. Чем более агрессивно и активно вы будете проводить исследование рынка и изучать бизнес-модели, тем больше будет шансов на успех.

Когда вы запустили свой проект, но что-то идет не по плану, важно быть адаптивным – уметь изменять бизнес-модель и ее элементы в соответствии с обстоятельствами, которые возникают. Вы выбрали определенную гипотезу и собираетесь ее придерживаться, но со временем понимаете, что сделали ставку не на то. Важно вовремя это диагностировать и быть гибким, чтобы быстро изменить модель и подстроиться под рынок. При этом вы должны быть настойчивыми и упертыми, потому что не дожать ситуацию иногда хуже, чем изменить ее преждевременно.

Наконец, пару слов о предпринимательском сообществе. Нетворкинг просто ради нетворкинга не работает. Начинающему стартаперу заниматься одними походами по мероприятиям не стоит – так денег не заработать. Как говорил Ричард Брэнсон, надо брать и делать. 

Больше карьерных советов, акуальных вакансий и полезных ресурсов —
в Telegram-канале
Комментарии к статье: