Антикризисные советы // День 4

Есть ли жизнь у стартапа в период кризиса? Наши эксперты из Business Relations утверждают, что да. Снова говорим о перспективах, поворотах и выводах, которые стоит делать во время перемен. 

               

// Арсен Рябуха

Кризис – это изменение привычного положения дел. Геополитический, финансовый, экономический кризис, кризис среднего возраста, кризис здоровья, семейных отношений или отношений внутри коллектива – не важно. Если изменения происходят в лучшую сторону – например, сегодня доллар стоит 60 рублей, а завтра станет в два раза дешевле, – люди скажут: «удача», «повезло», «жизнь повернулась ко мне лицом». Как только изменения происходят в худшую сторону – я успел привыкнуть к доллару в 32 рубля, а он вырос до 60 – они воспринимаются негативно. Сами по себе изменения несут нейтральный характер. Это просто изменения – все равно как зимой выпадает снег, а летом светит солнце. Просто для кого-то наступление той же зимы – холод и когда все плохо, а для кого-то – это манна небесная, потому что приходит лыжный сезон.

В любой кризис перспективы становятся уже не такими понятными, будущее расплывается, и человек разворачивается к нему спиной и концентрируется на том, что происходит в эту секунду, с оглядкой на прошлое. Он думает, что все должно идти так, как было раньше, и застревает в сравнении.

Исчезает цель и рушится настрой – самые мощные факторы, позволяющие человеку добиваться результата.

Первое, на чем стоит сфокусироваться, – это подъем на новый смысл. Если мои подходы больше не работают, значит надо их пересмотреть. Кризис как спусковой крючок – проверяет компании или людей на истинность их целей. Это возможность избавиться от того, что неправильно, от приоритетов, которые перестают быть полезными. Так называемая проверка на вшивость. Каждый раз, когда возникает кризис, появляется вопрос: зачем я делаю то или это? Тот, кто может честно ответить для себя на этот вопрос, получает возможность выхода на новую смысл, где кризиса уже нет – до тех пор пока кризис снова не случится, ведь жизнь не стоит на месте. Значит, этот вопрос будет звучать снова и снова: если не вдохновлен я и окружающие меня люди, да и результаты не те, значит я каким-то неверным смыслом наполняю то, что делаю с утра до вечера. Когда человек это осознает, он взрослеет. 

        

// Сергей Косолапов

Кризис – идеальное время для того, чтобы стартовать с собственным проектом. Для этого есть, как минимум, две причины. Во-первых, большинство держится за старые насиженные места и не рискует выходить на рынок, в то время как он освобождается. Предприниматель Артем Агабеков как-то сказал: «Отлив покажет, кто вошел в воду без трусов». Кризис здорово демонстрирует, какие компании выезжали и добивались успеха за счет объемов и не особо вкладывались в отношения с покупателями. Чаще всего, если ценность создать не удалось, им грозит закрытие. Во-вторых, на рынке появляется большое количество фрилансеров – копирайтеров, веб-дизайнеров, маркетологов, предлагающих свои услуги за небольшие деньги.

Когда у нас все хорошо, мы не особенно шевелимся, а в кризисные времена часто бывают прорывы. 

Я относился бы к кризису как к интересному времени – ситуация сложная, но подталкивает, чтобы заставлять мозги работать.

На протяжении определенного времени преобладала этика успешности – выросло целое поколение, которое гналось за социально навязанными ценностями – деньгами, квартирами, машинами. Через какой-то срок, когда люди достигли этих благ, начало происходить разочарование. Они поняли, что это не то, что было им нужно. Это так называемая «культура Макдональдса», когда есть определенное меню с небольшим выбором. Люди осознают, что эти ценности не особо вкусные и полезные, но не приучены к чему-то другому. Поэтому важно искать мотивацию в ценностях, ответив себе на вопрос, что мотивирует именно меня – деньги, конкуренция, игра или забота о людях. Пока внутренний выбор не сделан, вселенная не начнет двигаться в нужном направлении. 

Хочешь еще? получай статьи первым!
Спасибо!

Вы подписаны

Комментарии к статье: